ИСКАЖЕННОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О вероучении свидетелей Иеговы

«Как понимаешь, так и поступаешь»

     В последнее время заметна чрезвычайно широкая деятельность религиозной организации «Свидетели Иеговы». Активность ее членов во многом основывается на убеждении, что только они, свидетели, правильно понимают и толкуют Священное Писание. Исходя из понимания Библии, предлагаемого организацией «Свидетели Иеговы», каждый ее член строит свою жизнь по определенным принципам, которые требуют отдавать практически все силы и все свободное время на благо организации, а не строительству своей души. Но «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16:26) Поэтому важно разобраться, насколько обоснованы претензии свидетелей Иеговы на правильное понимание Слова Божия и в чем заключается их «свидетельство миру».

Центральный вопрос любой религии

     Центральный вопрос любой религии - вопрос о Боге. Ибо «как призывать Того, в Кого не уверовали? Как веровать в Того, о ком не слышали?» - справедливо замечает св. ап. Павел (Рим.10:14). Православное христианское учение заключается в том, что Бог един по Божественной природе и троичен в Лицах (Ипостасях). Сын Божий, Слово Божие - второе Лицо Св. Троицы - «нас ради человек, и нашего ради спасения», воспринял человеческую природу и стал Богочеловеком. Во едином Лице Иисуса Христа две природы - Божественная и человеческая - соединены «неслитно, неизменно, неразлучно, нераздельно». Для того, чтобы указать на Божественную природу Богочеловека Иисуса мы употребляем по отношению к Иисусу Христу слово «Господь». Мы говорим также о Господе Иисусе «Христос», потому что Он своим воплощением, крестной смертью и воскресением совершил спасение человеческого рода, а греческое слово «Христос» и есть перевод еврейского слова «Мессия», о котором ветхозаветные пророки возвестили как о Спасителе народа Божьего. Ниже будет показано, что православное учение полностью основано на св. Писании.

Иисус Христос: Бог или «бог»?

     После вавилонского плена, то есть примерно с VI в. до Р.Х., евреи при чтении Священного Писания стали заменять ветхозаветное имя Божие «Иегова» еврейским словом «Адонаи», которое означает «Господь». Этой общей для иудеев традиции следовали 72 еврейских переводчика, предпринявших в III в. до Р.Х. в египетском городе Александрии перевод Священного Писания Ветхого Завета на греческий язык, известный под названием «Перевод семидесяти» (или «Септуагинта»). В этом переводе греческое слово «Кириос» («Господь») передает еврейское имя «Иегова». Столь же правомерно и исторично использование слова «Господь» по отношению к Богу в Священном Писании Нового Завета и в православном богословии.

     Для свидетелей Иеговы Христос - не Бог, а всего лишь «первое творение Божие», высшее из сотворенных существ. Поскольку ветхозаветное имя «Иегова» (и, соответственно, слово «Господь») применимо только к Богу, они называют Христа Господом в совершенно ином смысле: «господин», «начальник». По их учению, до того, как Иисус стал человеком, Иегова использовал его в качестве «искусного помощника» при создании всего остального на небе и на земле. Иегова сотворил мир через Христа, и только в таком, переносном смысле, Свидетели Иеговы согласны назвать Христа Творцом.

«Господь мой и Бог мой!»

     Даже Священное Писание Ветхого Завета однозначно свидетельствует, что Сам Иегова является непосредственным Творцом всего сущего (при этом не говорится ни о каких «посредниках»): «Так говорит Господь [Иегова]: Я создал землю и сотворил на ней человека. Я - Мои руки распростерли небеса» (Исаия 45:11-12). Итак, Иегова Сам сотворил весь мир. Поэтому, если мы найдем в Библии свидетельство о том, что все сотворил Христос, отсюда следует, что Христос и есть Иегова.

     Как о Творце говорит о Сыне Божьем послание к Евреям св. ап. Павла, справедливо относя по этой причине слова пророческого 101-го псалма к Сыну Божию как к Господу (Иегове) : «о Сыне [сказано]:… «в начале Ты, Господи [по евр. Иегова] основал землю, и небеса - дело рук Твоих» (Евр. 1:8,10; цитата из Пс. 101:26,27). Также и св. ап. и ев. Иоанн Богослов ясно говорит о Сыне-Слове Божием как о Боге. «В начале было Слово и Слово было к Богу, и Слово было Бог… Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин.1:1-3). Мысль о Божественном достоинстве Иисуса Христа ясно выражено на протяжении всего евангелия от Иоанна. На единство Божественной природы Сына и Отца указывают слова самого Христа: «Я и Отец - одно» (Ин. 10:30).

     Наиболее замечательное, истинное свидетельство о Иисусе Христе находится в четвертом евангелии. Св. Иоанн Богослов приводит слова ап. Фомы, влагающего перста в раны Христовы: «Фома сказал Ему: Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20:28). Что можно еще добавить после такого точного и емкого исповедания Христа Господом (Иеговой) и Богом?

Искаженное свидетельство

     Крайне важно знать, что для обоснования своего, противоречащего Священному Писанию учения, свидетели Иеговы осуществили свой собственный специальный перевод Библии на английский язык под названием «Перевод Нового мира».

     В России рядовые члены организации свидетелей Иеговы пользуются традиционным Синодальным русским переводом, а в тех случаях, когда он не «соответствует» их учению, они объявляют его неточным и прибегают к цитированию из «Нового мира». Любой человек, хотя бы немного знающий греческий язык, с легкостью увидит сознательные искажения, привнесенные в перевод «Нового мира», если обратиться к научному изданию греческого текста Нового Завета. Можно заглянуть в признанное всеми христианами научное издание под редакцией К. Аланда, в котором учтены все известные на сегодня древние рукописи Нового Завета.

     При обращении к греческому тексту видно, что в послании к Римлянам св. ап. Павла (9:5) буквальный перевод с греческого гласит: от Израильтян «Христос по плоти, сущий над всеми Бог, благословенный во веки». Причем абсолютно все имеющиеся рукописи дают такое чтение, а при переводе не возникает никаких грамматических сложностей. Но чтобы скрыть факт Божественности Христа перевод «Нового мира» искусственно расчленяет фразу на две части: «от них [происходит] Христос по плоти, и сущий над всеми Бог да будет благословен во веки».

     Можно привести множество подобных сознательных искажений текста Библии Свидетелями Иеговы, сделанных в угоду их антихристианскому учению (например Мф. 2:2,8; 28:17; Лк. 1:68; Ин. 1:3 и др.). Но лучше всего задуматься над вопросом: а можно ли построить спасение людей на лжи и обмане? История организации свидетелей Иеговы показывает, что там, где жизненные принципы людей построены не на истине, не на Слове Божием, а на человеческих заблуждениях, вместо укрепляющего верующего человека благодати Божией приходит жесткий контроль и эксплуатация со стороны религиозной организации. Но это уже тема для другого, отдельного разговора.

сентябрь 1999 года
Юревич Д., студент СПбДА


Последнее обновление 03.01.2001.
© Дм. Юревич, 2000.


На страницу публикаций       На главную страницу