МЕССИАНСКИЙ СБОРНИК (4Q Test)Среди рукописей Мертвого моря большой интерес вызвал документ 4Q Test, найденный в 4-й кумранской пещере и представляющий собой сборник цитат мессианского характера из ветхозаветной библейской и неканонической литературы. Он представляет собой рукопись на коже размером 25 х 30 см и содержит 30 строк, почти полностью сохранившихся (за исключением начала строк 25-29). Возможно, что найденная рукопись сохранила цельный документ, поскольку нет следов ее принадлежности к более обширному свитку и нет следов письма на обороте. По стилю написания букв рукопись датируется примерно серединой I в. до Р.Х. Документ был впервые издан в 1956 год Аллегро, перевод на русский язык, приводимый ниже, выполнил И.Д. Амусин. Документ состоит из четырех четко различимых на фотографии абзацев, содержащих 5 цитат: с 1-ой по 4-ю - из Пятикнижия, 5-ю - из неизвестного до недавнего времени неканонического ветхозаветного сочинения "Псалмы Иисуса Навина", отдельные фрагменты которого найдены в той же 4-ой пещере. Интересен факт объединения в одном документе цитат как из Священного Писания, так и из небиблейской книги, что говорит об отсутствии четко зафиксированного канона Священных книг в I в до Р.Х. Практика уважительного отношения к книгам, не вошедшим позже в канон, имела место не только у ессев, но и у ранних христиан. Это можно видеть из послания св. апостола Иуды, который приводит пример из неканонической книги Еноха (Иуд. 9). "Псалмы Иисуса Навина" (4Q378-379) были опубликованы в 1996 году в книге M.Wise, M. Abegg & E. Cook. The Dead Sea Scrolls. A New Translation. San Francisco, 1996, 513 pp., p.339-342. Еще первый издатель документа Аллегро обратил внимание на интересное обстоятельство. Ученые, занимавшиеся исследованием Священного Писания Нового Завета, в свое время выдвинули гипотезу о хождении в среде ранних христиан особых сборников мессианских пророчеств из Ветхого Завета. Эти гипотетические сборники были называны "свидетельствами" (testimonia). Предполагалось, что они могли употребляться при вероучительных диспутах. Так пытались объяснить использование разными евангелистами одних и тех же пророчеств Ветхого Завета. Противники гипотезы "свидетельств" подчеркивали, что науке не было известно ни одного сборника подобного рода. Рассматриваемый кумранский документ напоминает такие гипотетические сборники, поэтому и получил соответствующее научное название 4Q Testimonia. На мой взгляд, нет особых препятствий принять гипотезу о сборниках "свидетельств" при ее правильном понимании. Ожидание прихода Мессии на рубеже эр было столь напряженным, особенно у ессев, что для них было бы естественно по тщательном изучении Священного Писания попытаться выделить важнейшие пророчества об имеющем придти Избавителе из дома Давидова. И нет ничего удивительного в том, что позже подобные сборники могли быть в ходу у христиан - ведь с приходом Иисуса Христа в действительности исполнились те ветхозаветные пророчества, которым уделялось столь большое внимание в сборниках. Поэтому было бы неправильно объяснять общность пророчеств, рассматриваемых евангелистами, только их мехническим обращением к текстам этих сборников. Приход Мессии и жизненные реалии просто подтвердили те обетования, к которым испытавали такой интерес ессеи и иудеи. Поэтому нет ничего неожиданного в том, что по крайней мере одна из 5 приводимых в кумранском документе цитат нашла свое отражение в новозаветных писаниях: цитата из Втор. 18:18-19 (строки 5-8 кумранской рукописи) отнесена к Иисусу Христу в речи св. ап. Петра, произнесенной в притворе Соломоновом после исцеления хромого, и изложенной в книге Деяний в 3:12-26 (см. стихи 22-23). Кроме того, церковное предание рассматривает пророчество Валаама из книги Чисел 24:17 (строки 9-13) о "звезде от Иакова и жезле от Израиля" к Мессии - Иисусу Христу.
Дм. Юревич
МЕССИАНСКИЙ СБОРНИК
|